Дворовая педагогика

На базе муниципального автономного  учреждения дополнительного образования  муниципального образования город Нягань «Центр детского творчества» действуют 3 дворовых клуба, расположенные в разных районах города:

  • «Искорка», адрес: 628181, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Нягань, 2 микрорайон, дом 21, помещение 18;
  •  «Орленок», адрес: 628181, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра город Нягань, 1 микрорайон, дом 10, помещение 100;
  • «Солнечный остров», 628187, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра город Нягань, микрорайон Энергетиков, дом 57.

Основной контингент дворовых  клубов –   дети до 16 лет.  Численность детей, ежедневно посещающих дворовые  клубы, 250 — 300  человек; в течение учебного года  охват детей составляет более 1500 человек.

Основная цель деятельности дворовых клубов заключается в отвлечении детей от негативного влияния  улицы и организация их содержательного досуга.

Достижению поставленной цели способствует реализация следующих задач:

  • развитие социальной активности воспитанников  через организацию и проведение досуговых мероприятий;
  • организация и проведение с воспитанниками мероприятий, направленных на первичную профилактику;
  • развитие коммуникативных навыков в разновозрастном коллективе;
  • формирование общей культуры у воспитанников клубов.

Воспитательная работа педагогов-организаторов дворовых клубов ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, новому взгляду на участников образовательного процесса и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, развитию эмоциональной и познавательной сферы.

Досуг – свободное время личности, имеющей активный, творческий, личностно-развивающий характер. В деятельности дворовых клубов досуговая работа занимает серьезное место.

Содержание мероприятий, предусмотренных в рамках досуговой деятельности, формируется с учётом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, КВН, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

Досуговая деятельность организована по видам:

  • игровая,
  • познавательная,
  • досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение),
  • проблемно-ценностное общение,
  • художественное творчество,
  • спортивно — оздоровительная деятельность.

Реализация воспитательной работы в дворовых клубах осуществляется через реализацию плана организационно-массовой работы, утвержденного директором МАУДО МО г. Нягань «Центр детского творчества».

План организационно-массовой работы составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).

В клубах осуществляется работа детских объединений различной направленности:

— художественная направленность представлена такими детскими объединениями как:  «Радость музыки», «Рукоделие»,  «Веселые краски»,  «Забавная игрушка», «Фьюжен»,  «Школа бумажных наук»;

— социально-педагогическая направленность представлена таким  объединением как «Языковед»

— естественнонаучное направление представлено детским объединением «Юный эколог».

Занятия в клубе помогают привлечь детей из социально незащищенных слоев населения. Посещение ребятами клуба помогает им научиться взаимодействовать с окружающими, найти новых друзей, занять положительным досугом их свободное время препровождение, способствует их социализации.

Педагоги организуют совместную деятельность детей и родителей; информируют родителей о деятельности детских объединений, что  значительно влияет на сохранность контингента детей; вовлекают  родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность, укрепляют союз «родитель — ребенок — педагог»; организуют психолого-педагогическое просвещение родителей (проведение родительский собраний, оформление тематических уголков, индивидуальные консультации и беседы психолога с родителями, информационный стенд для родителей).

Формы совместной деятельности родителей и детей:

  • тематические праздники;
  • выставки рисунков и поделок декоративно- прикладного искусства;
  • семейные спортивно-оздоровительные, туристско-краеведческие программы.

Такие формы работы с родителями призваны развивать коллективизм, взаимоподдержку, сопереживание, более глубокое сплочение детей и родителей.

Таким образом, привлекая детей и подростков в  дворовые клубы, можно, развивая жизненные силы человека с учетом его индивидуальности и предоставляя большую свободу выбора, решать задачи формирования и развития личности, способной быстро и адекватно воспринимать складывающуюся ситуацию и адаптироваться в ней. Заполнение свободного времени детей образовательным содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. — таков социальный и педагогический фон развития современных детей в дворовых клубах.

 

Возможность комментирования заблокирована.