На базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нягани «Центр детского творчества» действуют 3 дворовых клуба, расположенные в разных районах города:
- «Искорка», адрес: 628181, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Нягань, 2 микрорайон, дом 21, помещение 18;
- «Орленок», адрес: 628181, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра город Нягань, 1 микрорайон, дом 10, помещение 100;
- «Солнечный остров», 628187, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра город Нягань, микрорайон Энергетиков, дом 57.
Основной контингент дворовых клубов – дети до 16 лет.
Основная цель деятельности дворовых клубов заключается в отвлечении детей от негативного влияния улицы и организация их содержательного досуга.
Достижению поставленной цели способствует реализация следующих задач:
- развитие социальной активности воспитанников через организацию и проведение досуговых мероприятий;
- организация и проведение с воспитанниками мероприятий, направленных на первичную профилактику правонарушений несовершеннолетних и ориентацию на здоровый образ жизни;
- развитие коммуникативных навыков в разновозрастном коллективе;
- формирование общей культуры у воспитанников клубов.
Воспитательная работа педагогов-организаторов дворовых клубов ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, новому взгляду на участников образовательного процесса и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, развитию эмоциональной и познавательной сферы.
Содержание мероприятий, предусмотренных в рамках досуговой деятельности, формируется с учётом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации.
Досуговая деятельность организована по видам:
- игровая,
- познавательная,
- досугово — развлекательная деятельность
- художественное творчество
- спортивно — оздоровительная деятельность.
Реализация воспитательной работы в дворовых клубах осуществляется через реализацию плана организационно-массовой работы, утвержденного директором МАУДО г. Нягани «Центр детского творчества».
При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
В дворовых клубах осуществляется работа детских объединений различной направленности:
— художественная направленность представлена такими детскими объединениями как: «Радость музыки», «Декупаж», «Колорит», «Веселые краски», «Мелкая пластика», «Сундучок», «Цветные ладошки».
— социально-педагогическая направленность представлена таким объединением как «Языковед»
— естественнонаучное направление представлено детским объединением «Юный эколог».
-физкультурно-спортивная направленность представлена объединением как «Спортивный дворик»
Занятия в клубе помогают привлечь детей из социально незащищенных слоев населения. Посещение ребятами клуба помогает им научиться взаимодействовать с окружающими, найти новых друзей, занять положительным досугом их свободное время препровождение, способствует их социализации.
Педагоги организуют совместную деятельность детей и родителей; информируют родителей о деятельности детских объединений, что значительно влияет на сохранность контингента детей; вовлекают родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность, укрепляют союз «родитель — ребенок — педагог»; организуют психолого-педагогическое просвещение родителей (проведение родительский собраний, оформление тематических уголков, индивидуальные консультации и беседы психолога с родителями, информационный стенд для родителей).
Формы совместной деятельности родителей и детей:
- тематические праздники;
- выставки рисунков и поделок декоративно- прикладного искусства;
- другое.
Такие формы работы с родителями призваны развивать коллективизм, взаимоподдержку, сопереживание, более глубокое сплочение детей и родителей.
В клубах осуществляется работа детских объединений различной направленности.
Занятия в клубе помогают привлечь детей из социально незащищенных слоев населения. Посещение ребятами клуба помогает им научиться взаимодействовать с окружающими, найти новых друзей, занять положительным досугом их свободное время препровождение, способствует их социализации.
Заполнение свободного времени детей образовательным содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. — таков социальный и педагогический фон развития современных детей в дворовых клубах.